"Бесплатное" высшее образование: нереалистичные ожидания и нерациональные решения

«Бесплатное» высшее образование: нереалистичные ожидания и нерациональные решения

Бесплатное высшее образование является мифом. Нигде в мире нет такого понятия, даже в таких богатых государствах, как Германия, Финляндия, Норвегия и Швеция, которые утверждают, что их системы высшего образования являются «бесплатными». На самом деле, обучение финансируется в основном за счет налогоплательщиков, которые живут в социально и экономически справедливом обществе и могут себе это позволить.

Система высшего образования является очень ресурсоемкой, она не может эффективно функционировать без постоянного мощного вливания финансовых средств. Не являются исключением и университеты Южно-Африканской Республики, где недавно прошла волна протестов, обусловленная нереалистичными ожиданиями студентов по поводу бесплатного высшего образования. Кризис усугубился рядом нерациональных решений правительства касательно высших учебных заведений. Но студентам стоило бы выглянуть за пределы собственного континента, чтобы увидеть, насколько на самом деле несправедливо «бесплатное» образование.

Малави, являясь одной из беднейших стран мира, предлагает «бесплатное» высшее образование в форме накопительной государственной стипендии. Исследование, проведенное в Университете Малави, крупнейшем и наиболее престижном учебном заведении страны, показало, что большинство студентов приходят из довольно богатых семей. Около 90% тех, кто учится в университете, легко может позволить себе платить за обучение, но вместо этого они пользуются финансированием государства.

Пример Малави является крайностью, однако эта ситуация типична для всей Африки. Особенно она актуальна для ведущих университетов континента и наиболее востребованных программ обучения. Во многих странах финансирование осуществляется за счет денег налогоплательщиков. Выходит, что бедный и средний класс оплачивает обучение богатых. Так можно ли считать «бесплатное» обучение справедливым?

Интересно отметить тот факт, что многие африканские страны, которые ранее собрались обеспечить студентам возможность обучаться бесплатно, изменили свою политику в последние годы. Количество учащихся растет с каждым годом и правительства осознали, что этот рост явно опережает возможности экономической базы, создаваемой на основе налоговых поступлений – слишком много студентов и слишком мало налогоплательщиков. А без стабильной финансовой базы бесплатное высшее образование окажется просто неподъемным для экономики.

Ситуация в ЮАР ничем не отличается от таковой в других странах континента. Количество студентов растет, соответственно стоимость программы бесплатного обучения увеличивается, что делает ее обременительной для страны.

Тенденция к увеличению финансирования образования движется в направлении разделения затрат, где студенты, родители или опекуны, правительство и другие заинтересованные стороны коллективно вносят свой вклад. В угандийском престижном Университете Макерере, например, произошло одно из самых драматических изменений в системе финансирования высшего образования – менее чем за десять лет существенно сместился вектор в пользу увеличения количества платных мест.

Другие африканские страны, в том числе Кения и Эфиопия, консолидируют расходы путем создания систем студенческого кредита, хоть это и сопряжено с некоторыми проблемами. Они осознали невозможность продолжения финансирования «бесплатного» образования своих граждан, даже тех, кто действительно в этом нуждается.

Лоббирование бесплатного образования в ЮАР игнорирует мировые реалии. Протесты в университетах становятся все более жестокими и разрушительными. В других странах Африки студенческие волнения пресекались путем закрытия учебных заведений на неопределенный срок, например, в Нигерии и Кении университеты были закрыты несколько месяцев подряд. Можно ли избежать подобной ситуации в ЮАР? Скорее всего нет, если студенты будут продолжать питать необоснованные надежды.

Крайне важно чтобы ресурсная база вузов была одновременно диверсифицированной и консолидированной. Государственное финансирование должно быть увеличено за счет взносов предприятий, трастов, фондов и дополнено денежными средствами студентов и их родителей.

Призывы к введению бесплатного высшего образования в глубоко неравном обществе не просто бессмысленны. В свете массификации университетской системы, демографических реалий и урезания национальных бюджетов они регрессивны и пагубны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*