Как взаимосвязаны насилие и расизм, и почему это имеет значение

Как взаимосвязаны насилие и расизм, и почему это имеет значение

Насилие как видимое, так и невидимое является формой проявления расизма. Основатель международного Института исследований проблем мира (ПРИО), профессор Йохан Галтунг считает, что насилие бывает прямым, структурным и культурным. Через этот «треугольник насилия» можно рассматривать то, как связаны между собой символические, структурные, психологические и физические проявления насилия по отношению к «инаковости» в Южно-Африканской Республике.

Ненависть к внешности, культуре и самобытности групп “иных” – это глобальное явление. Например, американское движение «Черные жизни важны» возникло из-за преследований и убийств чернокожих, считающихся криминальным элементом общества, а «анимализация» чернокожих идет своими корнями в рабство. Статистика не учитывает структурное насилие по отношению к расизму как форму преступности. Но это невидимое насилие является причиной, которая заставляет людей причинять себе вред.

Интернализированное белое превосходство и черная неполноценность, по данным портала theconversation.com, процветают в ЮАР несмотря на многовековое сопротивление расизму. Возникает вопрос: что на протяжении 22 лет демократии сделали выгодоприобретатели колониализма и апартеида для понимания и ликвидации данного порока?

Окончание эпохи апартеида в 1994 году устранило расизм лишь на политическом уровне. И это не превратило автоматически ЮАР в «постконфликтное общество», поскольку помимо физической (изнасилование, телесные повреждения, убийство), существуют также символическая (отчуждение), структурная (патриархат, экономическое неравенство) и психологическая формы проявления насилия.

Нетрудно понять, что чернокожие южноафриканцы должны перестать вести себя как жертвы. Но следует также бороться со всеобщим пренебрежительным отношением к пресечению видимых и невидимых путей, с помощью которых расизм продолжает угнетать людей. Ведь даже в странах с преобладающим чернокожим населением материальные элементы расистской системы по-прежнему контролируют существование черных людей.

Символическое насилие является одной из форм «указывания на других» и определяется как процесс восприятия кого-либо в качестве принципиально отличного или даже чужеродного. К тому же символическое оправдывает и узаконивает все остальные типы насилия.

Структурное насилие в наибольшей степени обусловлено экономическими причинами. Стигматизированные институты общества по-прежнему чрезмерно заполнены «иными» людьми. Хорошим примером могут служить тюрьмы. Все это является результатом неравенства, безработицы, бедности и социальной изоляции, и без контроля со стороны государства, чернокожие люди обречены на существование в такой социальной реальности, где они всегда будут экономически второсортными.

В дополнение ко всему, борьба с проявлениями насилия часто воспринимается социумом как преступление. Никто не был привлечен к уголовной ответственности за непрерывное невидимое насилие, если, конечно, оно не проявлялось в некоторых психологических или межличностных физических формах. Но чернокожие люди несут всю полноту ответственности за видимое проявление борьбы с насилием в отношении расизма.

Понимание того, что насилие, видимое и невидимое, по отношению к «иным» людям является проявлением расизма, как некой части общественного поведения. И решение этой проблемы требует комплексного подхода. Дегуманизация, унижение, подавление, отчуждение, стыд, горе, травмы и другие скрытые переживания – все это является множественными и одновременными эффектами расизма. Необходимо противостоять широко распространенному их отрицанию. Расизм присутствует в культурной, социальной и экономической сферах и необходимо бороться не только с его проявлениями, но и со структурой в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*