Почему Зимбабве не удалось удовлетворить фермерский спрос на землю и устранить голод

Почему Зимбабве не удалось удовлетворить фермерский спрос на землю и устранить голод

На протяжении почти сорока лет с момента обретения независимости вопрос земельной реформы в Зимбабве остается нерешенным. И наиболее часто он сталкивается с инертностью и безразличием со стороны правительства и международного сообщества.

Во всем мире правительства в той или иной степени сталкиваются с проблемами разработки экономически эффективных моделей землевладения, которые подключали бы безземельных граждан к производству продукции пищевой промышленности. Зимбабве не является исключением.

В Южной Родезии развитие поселенческого сельского хозяйства основывалось на широко распространенном методе экспроприации земли и принудительного отстранения коренного населения от участия в производстве. Колонисты владели лучшими земельными участками, в то время, как местным жителям оставалось довольствоваться скудными наделами, малопригодными для выращивания культур.

Закон от 1930 года, принятый в Южной Родезии, резервировал 50% земли для белых поселенцев, 20% для коммерческих компаний и колониального правительства, и всего 30% наибеднейших земель могли использовать для своих нужд местные жители.

Окончание эпохи колониализма в Зимбабве не изменило перекошенных характер собственности на землю, несмотря на то, что правительство Мугабе пришло к власти в основном за счет обещания перераспределить землю между бедными слоями населения.

В соответствии с Ланкастерским соглашением, правительство Мугабе в течение первого десятилетия независимости могло продать землю только в том случае, если покупатель готов предложить за нее справедливую рыночную цену. Это несомненно застопорило проведение земельной реформы.

Мугабе обвинил Британию в отмене обещанного финансирования программы вследствие подозрения в коррупции. С другой стороны, многие считают, что президент Зимбабве занимался незаконным распределением земельных участков среди государственных служащих, министров и партийных сторонников.

Медленные темпы земельной реформы сохранились и после окончания срока действия Ланкастерского соглашения. Отчасти так произошло вследствие принятия специальных законодательных актов, защищающих коммерческое сельскохозяйственное производство и разрешающих реализовать земельные участки по цене не ниже справедливой.

Снижение стоимости зимбабвийского доллара в сочетании с ростом цен на удобрения, корма и транспорт сделали ведение сельского хозяйства дорогостоящим занятием. Это не стало проблемой для крупных производителей – они начали выращивать прибыльные культуры, такие как табак. Но на мелких фермеров не распространяется экономия от масштабов, они не имеют доступа к источникам капитала, рынкам, технологиям и информации. Поэтому им приходится концентрироваться на выращивании менее прибыльных культур, что снижает возможность конкурирования с крупными аграриями.

Несмотря на какие-никакие действия, предпринимаемые правительством Зимбабве для решения земельной проблемы, на сегодняшний день в стране наблюдается острая нехватка продовольствия, которая к тому же усугубляется засухой. Сегодня около 5 миллионов человек в стране с населением в 14 миллионов нуждаются в продовольственной помощи.

Несомненно, интеграция местного населения в сельскохозяйственный сектор с целью увеличения производства продовольственных и товарных культур на сегодняшний день является очень сложной задачей. Это отчасти является результатом жестких экономических реалий, в том числе ограничения доступа к рынку.

Земельная политика в Зимбабве нуждается в пересмотре с целью решения проблем голода и, возможно, трудоустройства. И необходимо делать это как можно быстрее, ведь страна ждет этого уже почти сорок лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*