ЕЛЕНА ВАСИНА

Специалист по коммуникациям финансовой группы Bredley Holding

В Украине действуют новые правила удаленной идентификации для пользователей финансовых услуг. Мера своевременная и востребованная рынком. Однако финансовые компания опасаются, что технически сложные процедуры будут недоступны большинству украинцев, которые не владеют смартфонами последних моделей или не умеют пользоваться цифровыми инструментами для подтверждения личности.

Фото: medium.com

Напомню, весной этого года вступил в силу обновленный закон о финмониторинге, который разрешил финансовым учреждениям идентифицировать клиента удаленно. Несмотря на то, что новые правила уже работают, регулятор продолжает обсуждать с участниками рынка методы верификации. Поскольку не все смогли внедрить необходимые технические новшества и нуждаются в разъяснениях и дополнениях к предложенным сценариям идентификации.

Финансовые компании изучают четыре варианта верификации данных пользователя. Первый: получение копии идентификационного документа и кода ИНН, заверенные КЭП клиента (квалифицированная электронная подпись). Однако у онлайн-кредиторов более 90% трафика идет с мобильных устройств, а ключи КЭП хранятся на флешке. В следующем году планируется запуск проекта “Дія Smart” — цифровая подпись в смартфоне, также клиенты ПриватБанка могут получить такой электронный ключ, но говорить о массовом использовании этих инструментов сегодня не приходится.

На этом фоне BankID выглядит одним из самых доступных методов. По данным НБУ, сервис сегодня покрывает 93% системы банков, если считать по количеству выпущенных платежных карт. Однако не стоит забывать, что треть населения страны вообще не имеет счетов в банке. Еще один метод: считывание данных с ID-карты. Он не слишком популярен, потому что владельцев паспортов нового образца до 30% населения. Кроме того, для этого метода требуется специальное считывающее устройство и нужно помнить пинкод.

Последний метод верификации: сверка с данными бюро кредитных историй и дополнительная фотоверификация. Он вызывает немало споров из-за чисто украинского изобретения: “фото с паспортом”. Сделать качественное изображение, где было бы четко видно лицо клиента, фотографию в паспорте, текст и серийный номер документа — практически невозможно. Согласно исследованиям отраслевых маркетологов, целевая аудитория финансовых компаний — это люди с доходом “средний” и “ниже среднего”, которые зачастую не имеют вебкамеры на домашнем компьютере или новенького смартфона с хорошей селфикамерой. Кроме того, если отъехать на несколько десятков километров за пределы большого города, то мобильный интернет просто не потянет передачу изображения. Таким образом, для значительной доли населения перечисленные методы технически недоступны.

Тем не менее, самые крупные финансовые компании уже внедряют новые способы идентификации пользователей, тестируют технологии и анализируют поведение клиентов. Это создает определенную диспропорцию на рынке: клиенты, которые сталкиваются с трудностями новой процедуры верификации, всегда могут сделать выбор в пользу тех компаний, которые пока ждут разъяснений регулятора.

Потребуется немало времени, чтобы научить украинцев пользоваться финансовыми услугами удаленно. Согласно исследованию Минцифры, 53,5% украинцев имеют уровень цифровой грамотности ниже среднего, а 5,75 млн. украинцев лишены качественного скоростного доступа к интернету. От новых правил финансовые компании ожидают сокращения количества клиентов. Но самое главное — люди потеряют доступ к быстрым и удобным финансовым инструментам. В то же время онлайн-кредиторы надеются, что карантинные меры сделают их услуги более востребованными и это хоть частично смягчит ситуацию от потери конверсий.

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *