Удаленная идентификация в банках успешно работает за рубежом уже более 20 лет, теперь ее запускают и в Украине

Разбираем удаленную идентификацию в банках: как это работает в других странах и что будет в Украине

В Украине механизм удаленной идентификации заработал с 28 апреля, в ходе внедрения нового Положения о ведении банками финансового мониторинга. Запуск механизма – значимый прогресс в работе системы. Удаленная идентификация буквально позволяет перейти к следующему этапу развития банковского сектора – дистанционному, но полноценному предоставлению услуг.

Банки получили возможность расширить круг потребителей, ведь не все имеют физическую возможность посетить отделения. В небольших населенных пунктах представительств банка может не быть вовсе, а жителям мегаполисов не редко сложно выкроить время среди рабочих будней. Переход на «банковскую удаленку» решит все подобные сложности.

Упрощение доступа к банковским услугам сделает борьбу банков за клиентов более накаленной, так как поменять банк теперь гораздо проще. Здоровая конкуренция, как известно, развивает качество услуг – приятный бонус к нововведениям.

Но главный плюс, конечно, в том, что банковский сектор не стоит на месте. После апробации удаленной идентификации в банках, систему начнут внедрять в других сферах, где установление личности клиента необходимо: в первую очередь это касается страховых компаний, медицинских учреждений и торговых площадок. На фоне запуска «Государства в смартфоне» и диджитализации услуг банковский сектор казался уж слишком застойным.

Разбираем удаленную идентификацию в банках: как это работает в других странах и что будет в Украине. Фото: Working Solutions

Международный опыт

Для европейских стран система удаленной идентификации уже давно не в новинку. В Эстонии механизм запущен на государственном уровне и благополучно работает вот уже 18 лет. При чем эстонцы внедрили свой вариант системы, создав для идентификации специализированную ID-kaart, которая позволяет подписывать документы в сети, удаленно пользоваться услугами банков и даже голосовать.

В Новой Зеландии к делу подошли с другой стороны – для этого в стране создали агентство, которое собирает и хранит данные о новозеландцах в электронном виде. Для проведения банковских процедур удаленно нужно просто подключиться к онлайн-порталу агентства и верифицировать личность.

Великобритания, Австралия и Нигерия удаленно открывают счета по данным из кредитных историй или попросту используют информацию из баз других государственных структур. Тем временем, на территории Индии из-за количества резидентов ввели более быструю биометрическую удаленную идентификацию, разработав для этого крупнейшую систему Aadhaar, которая уже обслуживает более 1,1 миллиарда пользователей.

Большинство стран сходятся в одном – темп современной жизни требует устранения лишней возни с посещением отделений, а технологии уже позволяют обеспечить определенный уровень безопасности данных.

Как это работает в Украине

С 28 апреля банки могут проводить удаленную идентификацию всех новых клиентов. Что касается украинцев, которые уже обслуживаются в финучреждении, им система пригодится во время любой плановой проверки данных, которую все банки проводят периодически.

Разбираем удаленную идентификацию в банках: как это работает в других странах и что будет в Украине

Для прохождения процедуры нужно связаться с представителем выбранного банка по видеосвязи. Что дальше – зависит от того, каким типом документов обладает клиент. Если речь идет о старом добром бумажном паспорте, потребуется его визуальная оценка с помощью веб-камеры (в ходе которой сотрудник, как и вживую, должен рассмотреть фото и паспортные данные). Также понадобится дополнительная проверка – с помощью BankID НБУ или электронной подписи. Как вариант – клиента просто проверят через бюро кредитных историй.

Если же у клиента документы нового образца — биометрический паспорт или ID-карта – служащий банка сможет считать нужную информацию прямо со встроенного чипа. Визуальная оценка документа также будет проводиться. В целях сбора нужной информации банки могут обращаться не только в реестры юрлиц и физлиц, но и пользоваться другими источниками.

Обладателям новых документов будет заметно легче, но на самом деле проверка документов через видеосвязь мало чем отличается от привычной процедуры в отделении, где также может потребоваться дополнительная верификация.

Новая система также предусматривает удаленную идентификацию без использования видеосвязи, но этот вариант имеет свои ограничения — общий остаток на всех счетах клиента в банке не должен превышать 40 тыс грн, а на все операции клиента будет наложен лимит 40 тыс грн в месяц и 400 тыс грн в год. Кроме этого, клиент должен выслать копии документов, удостоверяющих личность и свое фото с предоставленными документами.

Также без видеосвязи можно перевести символическую сумму на отдельный счет нового банка с любого своего старого счета — просто чтобы идентифицировать себя во время процедуры. Ну или самостоятельно считать данные с ID-карты или биометрического паспорта с помощью смартфона.

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *