В конце февраля президент Владимир Зеленский внес в Раду пакет законопроектов о налоговой амнистии. Подобные кампании проводили многие страны, однако оправдать надежды удавалось не всегда.

Фото: pixabay.com

Около 3 млн украинцев не декларируют доходы. Помочь им легализовать активы по льготным ставкам без привлечения к административной и уголовной ответственности как раз призвана налоговая амнистия. В профильном комитете нацелены таким образом вывести из тени $20 млрд.

С 1 июля 2021-го по 1 июля 2022-го физлица имеют право задекларировать активы, приобретенные за доходы, с которых не были уплачены налоги и сборы. В декларации можно отобразить валютные ценности (кроме наличности), ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, паи. При этом указывать источники происхождения средств не обязательно. Более того — подать декларацию можно конфиденциально, через нотариуса.

Законопроекты предусматривают, что стоимость объектов, которые находятся за пределами страны, нужно будет подтвердить документально.

При этом предусмотрены следующие ставки сбора:

  • 5% — для валютных ценностей, размещенных в банках в Украине и прав денежного требования к резидентам Украины, а также других активов, которые зарегистрированы в Украине;
  • 9% — для валютных ценностей, размещенных в финучреждениях за рубежом и прав денежного требования к нерезидентам Украины, а также других активов (в том числе движимого и недвижимого имущества, имущественных и корпоративных прав, финансовых инструментов), зарегистрированных за рубежом;
  • 2,5% — для номинальной стоимости гособлигаций Украины со сроком обращения более 365 дней без права досрочного погашения, приобретенных декларантом в период с 1 января 2021 до 20 июня 2022 для предоставления добровольной декларации.

Фото: pixabay.com

Средства предлагается направить в общий фонд госбюджета или распределить поровну между Пенсионным фондом и спецфондом госбюджета с последующим направлением их на природоохранные мероприятия.

Даже если лицо не подаст декларацию и не уплатит налог, автоматически будут легализованы квартиры площадью до 120 кв. м, жилые дома до 240 кв. м, нежилые помещения до 60 кв. м. Вместе с тем не нужно декларировать земельные участки, автомобили, соответствующие прописанным критериям, а также валюту, драгоценные металлы, антиквариат, суммарная стоимость которых не превышает 400 тыс грн.

По замыслу законодателя, не смогут амнистировать состояние депутаты, чиновники, то есть те, кто в соответствии с антикоррупционным законодательством должен декларировать доходы, а также их близкие.

Налоговую амнистию в разное время проводило много стран, которые имеют низкую налоговую культуру. В одних случаях все прошло удачно, в других — нет.

Международный опыт: победы и ошибки

Наиболее успешный кейс проведения налоговой амнистии имеет Индонезия. Хотя толстосумы там составляют лишь 1% населения, однако они обладают половиной богатства страны. По подсчетам тамошнего правительства, индонезийцы держат более $303 млрд в Сингапуре, Гонконге и Британских Виргинских островах, в то время как страна страдает от постоянного бюджетного дефицита. Поэтому правительство ввело девятимесячную программу налоговой амнистии, которая закончилась 31 марта 2017 года.

Программа предлагала лояльные налоговые ставки для репатриированных активов: 2% на внутренние активы и 4% на оффшорные в течение первых трех месяцев, 3% и 6% — в течение следующих трех месяцев, а также 5% и 10% за последние три месяца. Участники программы не обязаны были заявлять о происхождении своих средств. Кроме того, имели иммунитет от преследования.

Как следствие – к программе присоединилось более 600 тыс налогоплательщиков, принеся в бюджет около 80% ожидаемых доходов, хотя из-за рубежа удалось вернуть лишь 15% средств.

Фото: pixabay.com

Южная Африка также внедряла подобную инициативу в разное время. Программа 2003 года аккумулировала 2,9 млрд южноафриканских рандов ($190 млн). Вторая амнистия была более удачной. Благодаря ей было получено около 3,3 млрд рандов ($220 млн) или 73% от ожидаемого.

Индия проводила налоговую амнистию более 10 раз. Программа в 1997 году была ориентирована не только на физлиц, но и на корпоративных участников. Однако среди последних она имела меньшую популярность. Инициатива привлекла более 350 тыс частных лиц и всего несколько компаний. Несмотря на ажиотаж вокруг программы, по отношению к ней в Верховный суд поступило немало жалоб. В частности, ее критиковали за несправедливость в отношении добросовестных налогоплательщиков. В конце концов суд запретил налоговые амнистии после 1997 года. Однако со временем правительство возобновило подобные кампании. Благодаря одной из таких, в 2016 году удалось привлечь 64 275 деклараций, результатом которых стали 294 млрд рупий ($4,1 млрд).

Филиппины также неоднократно проводили налоговую амнистию. Первая, датированная 1972 годом, охватывала необлагаемый доход, автотранспорт, товары и просроченные счета. Она считалась успешной, а вот остальные налоговые амнистии, проведенные во времена режима Фердинанда Маркоса, были провальными.

Пожалуй, самый неудачный опыт проведения кампании добровольного декларирования был у Нигерии. Тотальное уклонение от уплаты налогов очень донимало тамошнее правительство. Так, общее количество налогоплательщиков в стране составляет около 14 млн. Это примерно 20% экономически активного населения.

Общенациональный опрос аналитического центра NESG подтвердил низкий уровень налоговой морали среди населения. Например, только 17% нигерийских налогоплательщиков (и 31% малого бизнеса) считают, что уклонение от уплаты налогов является неправильным и должно быть наказано. В то же время 54% физлиц и 50% МСБ считали уклонение от уплаты налогов неправильным, но понятным.

Фото: pixabay.com

В 2016 году в ответ на необходимость увеличения налоговых поступлений и уменьшения фискального дефицита Федеральная служба внутренних доходов Нигерии начала 45-дневную программу амнистии налогов для корпоративных организаций. Программа привлекла около 94 млрд нигерийских найр ($220 млн), охватив 2700 налогоплательщиков. Вдохновленное успехом этой программы, в июле правительство решило ее повторить. Сначала ее запустили на девять месяцев, затем продлили до конца года.

Однако амнистия не оправдала надежды, привлекая лишь 10% целевой суммы. Программа сгенерировала около 30 млрд нигерийских найр ($72 млн) и увеличила количество налогоплательщиков с 14 до 19 миллионов.

Сработает ли налоговая амнистия в Украине

Налоговая амнистия в Нигерии была менее успешной по ряду причин. В частности, из-за низкого налогового морального духа — население и бизнес не хотят платить ни добровольно, ни каким-либо другим образом. Кроме того, некоторые налогоплательщики считают, что если они присоединятся к программе и заявят полную и точную информацию, то станут мишенью усиленного контроля со стороны фискалов в будущем. В Украине тоже наблюдается скепсис относительно эффективного использования бюджетных средств правительством.

Впрочем, недоверие к власти со стороны населения не берется ниоткуда. Например, в распоряжении и.о. президента Нигерии было отмечено, что проценты и пеня не применяются к любым налоговым обязательствам относительно самооценки, при условии, что они точны. Однако нигерийские налоговые органы на различных форумах заявляли, что проценты и пеня не применяются только к декларациям, поданным до 31 декабря 2017 года, тогда как декларации, сделанные после этой даты, будут подлежать уплате процентов.

Такое игнорирование положений регулирующего законодательства могло негативно повлиять на тех, кто хотел воспользоваться программой для улучшения своих налоговых дел.

Украинские эксперты также указывают на риски со стороны налоговых органов. Например, во время декларирования зарубежного имущества, в фискалов могут быть свои подходы к оценке стоимости имущества. В таком случае на разницу будет начислено 18% НДФЛ.

Фото: pixabay.com

Критики налоговых амнистий указывают на то, что подобные акции деморализуют добросовестных налогоплательщиков, позволяя нарушителям платить меньшие суммы. В целом наиболее успешные амнистии — те, которые были проведены после смены власти на волне высоких ожиданий и доверия к новым лицам. С этой точки зрения команда действующего президента несколько подзапоздала.

Кроме того, подобные компании следует проводить перед введением в стране жесткого контроля по уплате налогов. Таким рубиконом для Украины можно считать 2022-й год, когда должен вступить в силу автоматический обмен налоговой информацией по стандарту CRS. Он, в частности, обяжет банки, кредитные союзы, МФО, брокеров предоставлять информацию о счетах физических и юридических лиц своим налоговым органам. Последние будут обязаны делиться ею со страной налогового резидентства владельцев счетов. Таким образом, ГФС узнает о зарубежных капиталах украинцев. Поэтому гражданам придется объяснять источники средств и суммы уплаченных с них налогов. А с этой точки зрения добровольное декларирование имеет смысл.

Источник

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *